К концу нынешнего года спама в мобильных телефонах пользователей стало меньше. В ноябре сразу несколько операторов, в том числе "МегаФон" и "Tele2 Россия" начали блокировку непрошенных сообщений, поступающих с коротких и буквенных номеров их клиентам, если авторы рассылки не имеют прямого договора с сотовой компанией на использование таких идентификаторов. Вскоре примеру последовала и "МТС".
Данная мера была вынужденной, так как объем неконтролируемых и неидентифицированных операторами рассылок вырос с 2011 года в тысячу раз. Число жалоб абонентов и разбирательств, в которые были вовлечены операторы связи, в антимонопольной службе выросло почти пропорционально. Но ограничение рассылок с нарушением действующего Закона "О связи" проблему не решает. Для большинства мошенников принятые меры - не помеха. Стараясь обойти борцов со спамом, они используют в своих интересах... действующее законодательство. Сейчас в Законе "О связи" говорится, что мобильный оператор обязан доставить любую информацию, отправленную от одного клиента другому. Речь идет об обычных десятизначных номерах или сим-картах зарубежных операторов. Вычислить такой спам технически несложно, уверяют в мобильных компаниях. С одного номера может уходить до 10 тысяч сообщений в минуту, а число символов в таких эсэмэсках, как правило, одинаково. Но даже если внутри сообщения точно прячется "троянский" вирус или реклама, например, наркотиков и интим-услуг, оператор все равно вынужден обеспечить доставку по назначению.
Мошенники этим с удовольствием пользуются, продолжая бомбить пользователей эсэмэсками со шпионскими программами или просьбами положить деньги на телефон. Пресечь такую практику есть лишь один способ - наделить операторов полномочиями не пропускать спам-рассылки, считает зампредседателя комитета Совета Федерации по законодательству и глава комиссии по развитию информационного общества Руслан Гаттаров.
На текущей неделе он внес в Госдуму законопроект, предполагающий как минимум три ключевые меры для борьбы с SMS-спамом. Кроме предоставления операторам права блокировать весь спам, документ разрешает только те рассылки, на получение которых абонент уже согласился. При этом он имеет возможность пожаловаться оператору на нежелательные SMS и заблокировать доставку сообщений с этого номера. Только оператор способен оперативно пресекать несанкционированные абонентом рассылки. Сенаторы обсуждали документ на профильной комиссии в конце ноября, затем почти месяц он дорабатывался вместе с участниками рынка и экспертами.
Любопытно, что предлагаемые в Совфеде меры укладываются в русло борьбы со спамом, развернутой Федеральной антимонопольной службой уже на протяжении нескольких лет. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в интервью Первому каналу рассказывал, что мобильные операторы находятся в роли "почтальона", доставляя то, что отправляется по его сетям и как почтальон оператор связи не может видеть то, что доставляет. С этой практикой и хотят бороться законодатели вместе с ФАС.
Все прошедшие годы ведомство неоднократно открывало дела против спаммеров, опираясь на Закон "О рекламе", который позволяет штрафовать авторов нежелательных рекламных рассылок. По данным ФАС, за прошлый год было рассмотрено более 300 подобных дел. К сожалению, такое количество дел, рассмотренных антимонопольной службой, и примененные санкции не способны оперативно пресекать несанкционированные рассылки, т.к. разбирательство осуществляется по факту нарушения, а количество спам-рассылок превышает миллиарды.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин неоднократно обращал внимание на то, что хотя блокировка SMS оператором может "содержать признаки нарушения... закона о конкуренции", следует иметь в виду, что компания связи таким образом обеспечивает возможность идентификации отправителя, что прямо предписано Законом "О рекламе". Иначе оператор фактически не имеет возможности гарантировать базовое право абонента получать только ту информацию, которую он хочет. ФАС рекомендовала операторам урегулировать предоставление такой возможности использования коротких идентификаторов путем заключения соответствующих соглашений между операторами и их партнерами.
Жесткая позиция ФАС относительно несанкционированных рассылок, не урегулированных законодательно, а также принятие соответствующего законопроекта позволит существенно сократить количество спам-рассылок, поступающих абонентам.
В текущем году ФАС открыла масштабную кампанию по приему жалоб на мобильный спам. Чтобы избавиться от той или иной рассылки, предлагается написать заявление в отделение службы в своем регионе. Необходимо указать номер телефона, оператора и приложить фотографию текста рекламного сообщения. Есть и более простой и удобный сервис: разработано специальное приложение "РосСпам" для телефонов на платформе Android. Программа позволяет буквально в два клика автоматически отправить заявление о нежелательной рекламе в ФАС России.
У такого сервиса есть один недостаток - разбирательство будет уже после нарушения закона и факт нарушения придется доказывать антимонопольной службе. По мнению большинства экспертов, на сегодня единственный способ кардинально упростить жизнь и ФАС, и обычным абонентам - это решить проблему в рамках поправок к Закону "О связи".